Именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей). А. Маслоу
Психологическая безопасность образовательной среды
Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз), укрепляют психическое здоровье.
Формы психологического насилия:
- Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей студентов колледжа);
- Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
- Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
Детский телефон доверия по вопросу оказания экстренной психологической помощи детям и родителям (законным представителям) 8-800-2000-122
Перечень локальных актов, обеспечивающих психологическую безопасность в образовательной организации:
Информация о проведении социально-психологического тестирования
Социально-психологическое тестирование проводится с целью раннего выявления факторов риска возможного вовлечения обучающихся в аддиктивное поведение, формирования зависимости от наркотических и психоактивных веществ.
Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального масштаба. Родители, к сожалению, узнают слишком поздно, о том, что их ребенок стал зависим от наркотиков или иных психоактивных веществ. Именно поэтому в постоянном режиме необходимо проводить работу по профилактике немедицинского потребления наркотических средств среди учащихся и их родителей.
Тестирование проводится по принципам: добровольности, конфиденциальности, ненаказуемости.
Администрация школы, классные руководители, учителя предметники призывают родителей (законных представителей) серьезно отнестись к этой инициативе. Ведь только при наличии объективной и полноценной информации, можно выстроить систему противостояния, которая действительно будет эффективной.
Цель СПТ:
- пресечение распространения социально-значимых заболеваний в образовательной среде для обеспечения безопасности личности обучающихся.
Задачи:
- оценка наличия скрытого контингента из группы риска и уровня латентности правонарушений, связанных с девиантным поведением;
- изучение эффективности профилактической и реабилитационной работы среди лиц из группы риска;
- выявить лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся;
- корректировка профилактической работы в образовательных организациях.
Принципы социально-психологического тестирования:
- принцип добровольности. Учащиеся от 15 лет самостоятельно, от 14 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированные согласия на проведение добровольного тестирования;
- принцип конфиденциальности. Результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично учащемуся, прошедшему обследование, или родителям (законным представителям) при условии его несовершеннолетия;
- принцип ненаказуемости. Результаты не могут являться основанием для применения иных мер дисциплинарного наказания.
Тестирование проходит непосредственно в той образовательной организации, в которой учится ваш ребенок, под руководством штатных квалифицированных специалистов и в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях.
При проведении тестирования в качестве наблюдателя допускается присутствие представителя родительской общественности данной образовательной организации.
Важно отметить, что мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача обследования - оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях.
Результаты тестирования направляются в органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, для принятия решения о проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся.
Тестирование проводится анкетно-опросным методом. Ориентировочная длительность процедуры тестирования составляет до 45 минут.
В соответствии с п.1 ст. 53.4 Закона тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме (далее - согласие) одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах. В соответствии с Законом тестирование является анонимным и конфиденциальным: персональные данные вашего ребенка в анкету не заносятся, а результаты тестирования разглашению не подлежат.
Тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать молодежь от попыток употребления наркотиков и своевременно проинформировать родителей о склонностях детей к пагубным привычкам.
Уважаемые родители!
Мы предлагаем вам включиться в работу по профилактике распространения наркомании, а именно по раннему выявлению фактов потребления наркотиков нашими детьми, и просим вас дать согласие на участие ваших детей в тестировании в нашем образовательном учреждении.
Полученные результаты будут использованы при планировании антинаркотической профилактической работы в нашей образовательной организации.
Документы СПТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ ШКОЛ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА «ТРАВЛИНЕТ»
- РУКОВОДСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА(для учителей и психолога)
- ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ВОВЛЕЧЕН?( руководство для родителей)
- КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ И ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ НАПАДАТЬ НА ДРУГИХ( руководство для подростков)
Ссылки на социальные ролики по теме БУЛЛИНГА
Для родителей — "Шум"
Для детей —"Отвали!"
Для педагогов — "Невидимка"
Информационно-методические материалы для специалистов образовательных организаций
Навигатор по психолога по профилактике антивитального поведения
Навигатор психолога по формированию психологически безопасного образовательного пространства